Волчкова Н.Н., Ерофеева Л.С.
Факультативный курс "Школа Диалога"
Диалогическая форма обучения выступает как важное средство развития личности ученика и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Умение общаться – не менее важный аспект формирования личности ребёнка, чем остальные.
Среди множества находок и интересных решений по обновлению содержания образования найдет свое место факультативный курс «Школа диалога» для детей младшего школьного возраста, пронизанный атмосферой сотрудничества, сопереживания и сотворчества, воспитывающий уважение к участникам учебного процесса и аккумулирующий возможности для развития диалогичности образования.
Данный курс разработан учителями начальных классов финансово-экономического лицея №29 города Пензы.
Актуальность курса «Школа диалога» обусловлена рядом причин: социально-педагогические факторы; неблагополучная тенденция в применении правил культурного поведения и речевого общения; приоритетное направление деятельности образовательного учреждения.
Функциональное назначение курса: эмоционально-волевое развитие, обогащение и активизация словаря, развитие познавательной активности, навыков общения и партнерства и др.
Цель курса «Школа диалога»: поиск путей реализации и развития потенциала детей в общении, выявлении признаков диалогичности образовательного взаимодействия, его субъектов и нахождение лучших условий, обеспечивающих эту характеристику в совместной деятельности.
При разработке программы лежат идеи, разработанные Институтом Тренинга (С-Петербург), программы «Умное поколение»; работы Н.И. Дереклеева «Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе»; И.И. Шаровой «Развиваем речь или маленький оратор», З.Л. Шинтарь «Введение в школьную жизнь», материалы книг А.А.Лопатиной, М.В. Скребцовой.
Рассказы, сказки, творческие задания, система вопросов, игр направлены на развитие в детях навыков анализа взаимоотношений между близкими людьми, формирование личности школьника, его социальных и духовных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, ответственности, честности, трудолюбия. Поэтому задачей учителя становится поддержание интереса детей к понятной им проблеме (умение дружить, честность, доброта, благородство) в доверительных беседах-философствованиях.
Ценность системного подхода в том, что задания курса диалогичности образовательного процесса подобраны и построены таким образом, что должны позволить эффективно реализовать требования государственного стандарта образования в сфере социального развития.
Опубликовано 19 сентября 2009 года
Файл публикации удален администрацией, как устаревший.
Спасибо сказали: Шевелёва Елена, Самматова Эльмира, Калмыкова Надежда.
|